Почему неправильно говорить «Авторские схемы»?

Сейчас стало модным противопоставлять схемы фирм-производителей и свободных дизайнеров. Даже название, которое у всех на слуху: АВТОРСКИЕ схемы, сейчас подразумевает некое противостояние. А я решила написать небольшую заметку о том, почему же неправильно говорить авторские схемы, а следует произносить: схемы свободных дизайнеров.

У любой схемы есть автор. Это аксиома вышивального мира. Не важно, будь то схема от Екатерины Волковой, Риолиса, ЭСТЕ или из журнала «Вышиваю крестиком». Все схемы кем-то сделаны. Даже если кто-то прогнал картинку через программу, то он все равно является дизайнером этой схемы. Другой вопрос, что понятие дизайнера очень трансформировалось в последнее время, но речь не о том.

Итак, как мы видим, все схемы авторские. А когда вы произносите я вышиваю по авторской схеме, противопоставляя схему свободного дизайнера фирме, то вы, в первую очередь, показываете некую безграмотность и иллогичность. Поэтому я призываю называть вещи своими именами, а кроме того не лишать прекрасных авторов, которые работают на фирмы права называться дизайнерами, но при этом, не умалять достоинства свободных дизайнеров.

Почему неправильно говорить «Авторские схемы»?: 9 комментариев

  • 14.04.2016 в 02:52
    Permalink

    Ян… Мне кажется, что ты все таки немного ошибаешься… Да. ВСЕ схемы так или иначе кем то сделаны, то есть имеют АВТОРОВ, НО! В фирмах эти авторы имеют конкретное задание. То есть по сути, они выполняют конкретную работу конкретного работодателя. И он решает- будет та или иная схема распространяться в торговле или нет… и в каком виде. «Свободные дизайнеры» сами себе заказчики и худ. совет. Они сами вносят изменения ТАК КАК ОНИ ХОТЯТ, а не так, как им рекомендует работодатель. Поэтому они и являются в полном смысле этого слова АВТОРАМИ, а не ИСПОЛНИТЕЛЯМИ, как их коллеги из фирм.
    А вот твой призыв не принижать дизайнеров, работающих на фирмы, вообще смысла не имеет…
    По идее как раз фирмы и должны приглашать НАИБОЛЕЕ ДОСТОЙНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ дизайнеров к себе на работу. В то же время Авторами Схем может быть любая домохозяйка, установившая себе на комп соответствующую программу или вручную на миллиметровке ее рисующую. Не все, кто умеет смешивать краски- художники.
    Не знаю, как у кого, но когда я слышу словосочетание «Авторский дизайн», то я понимаю под этим МАЛОТИРАЖНОСТЬ, а вовсе не какие то исключительные художественные уникальные особенности… А вот профессия СВОБОДНЫЙ ДИЗАЙНЕР подразумевает, что человек зарабатывает ЭТОЙ РАБОТОЙ, что это не хобби, не развлечение от случая к случаю… Так что с моей точки зрения, авторский дизайн вышивки обладает следующими характеристиками. Это, во -первых, малотиражность (в идеале, вообще нужно установить ограничение, сколько схем дизайнер может выпустить в продажу, по типу как у художников графиков- Офорты- 300 экземпляров…) Во- вторых, дизайнер САМОСТОЯТЕЛЬНО принял решение о конечном виде своего изделия… То есть, например, если заказчик попросил кого-то разработать ему схему для отшива по представленной фотографии, то это считаться АВТОРСКИМ ДИЗАЙНОМ не может… И наоборот… Если дизайнер фирмы отдал на отшив кому-то свою схему, которую не утвердил худсовет фирмы- то это тоже АВТОРСКАЯ СХЕМА. Кстати, давно хочу сказать, что почему то среди вышивальщиц и любителей этого вида рукоделия отсутствует понятие уникальности. А ведь вышивка, как предмет декоративно-прикладного ИСКУССТВА, также имеет ПОВЫШЕННУЮ ценность, если располагает какими то уникальными особенностями… Например, первые отшивы серийных фирменных наборов, ДО внесенных изменений, уникальны, и имеют бОльшую ценность, нежели потом все остальные, так как существуют в единичных экземплярах. Так и АВТОРСКИЕ схемы более ценны, чем схемы по наборам, при условии, что они мало тиражированы. Понятно, я все упрощаю, но мне кажется, что пора сообществу вышивальщиц как то самоорганизоваться и выработать общие критерии и правила, которыми можно было бы руководствоваться…

    Ответ
    • 17.01.2017 в 06:04
      Permalink

      Достоевский свои произведения тоже писал на заказ))

      Ответ
  • 14.04.2016 в 08:22
    Permalink

    А мне кажется, что ничего неграмотного в этом нет… Обычный спонтанно складывающийся понятийный аппарат, приходящий в любое профильное занятие, будь то наука, спорт, рукоделие или любое иное…
    «Авторская схема» стало своеобразной идиомой, подразумевающей, как Вы совершенно верно написали, схему, созданную дизайнером вне работы на фирму, выпускающие наборы… Схемы в наборах мы обозначаем как «схемы фирмы такой-то», даже зная, что за схемой фирмы стоит человек-дизайнер… Например, я всегда позиционирую схемы Петуновой, созданные для фирмы Овен, как схемы из наборов фирмы Овен, еще и потому, что эти схемы как продукт продажи Анне не пренадлежат и права их распространять она не имеет… Да и как иначе называть «авторские схемы» в обиходе не уточняя еще одним сложносочиненным предложением, что ты имел в виду?
    Так что, повторюсь, имхо, ничего неграмотного, просто удобство для обозначения понятий…

    Ответ
    • 03.05.2016 в 11:03
      Permalink

      А с другой стороны, вы же знаете, что это Аннины схемы. Значит для вас это — символ качества. Именно ее фамилия на наборе. И да она дизайнер, но ведь может сотрудничать с разными фирмами и журналами.

      Ответ
  • 14.04.2016 в 10:34
    Permalink

    Соглашусь пожалуй с заметкой, но немного из других соображений. Единственный момент — честно говоря я чаще встречаю название «Дизайнерские схемы». Тоже возможно не совсем правильное, т.к. действительно, любую коммерческую схему по сути делает дизайнер, но когда применяют вышеупомянутое название (дизайнерская схема) подразумевается, что правообладателем и распространителем является непосредственно дизайнер, создавший схему, а не какая либо компания. Выражение «Авторская схема» меня немного смущает из-за вопроса того самого авторства. Дизайнер является автором схемы, но далеко не всегда — автором картины, по которой сделана схема, так кто тогда «автористее» в этом тандеме создателей)))? Уж слишком непонятно для меня. А когда я слышу выражение «Дизайнерская схема» — для меня все сразу становиться на свои места, что мы говорим именно о дизайне на основе картины. Но это конечно чисто мое ИМХО).

    Ответ
    • 03.05.2016 в 14:32
      Permalink

      Интересная мысль. Понятие получается очень многогранное

      Ответ
  • 14.04.2016 в 15:15
    Permalink

    мне еще кажется, что авторское изделие, будь то схема или что-то еще, должно быть авторским до конца, а большинство дизайнеров все-таки перерабатыют работы художников, таким образом не являясь автором самой идее рисунка…

    и очень согласна с тем, что у каждой схемы есть автор) есть правда чистейшие прогоны — что точно нельзя назвать авторским… но в большинстве случаев переработка схемы, подбор цветов, решение, как именно поставить крестик лежит на плечах автора схемы, а не фирмы-заказчика

    Ответ
  • 14.04.2016 в 17:37
    Permalink

    Считаю, что все эти термины и понятия лишаются смысла, если взять не локальный российский рынок, а мировой. За большинством западных фирм, выпускающих схемы (а иногда и небольшие наборы — напр., схема + особенные нитки или доп. материалы, кроме ткани), стоят отдельные дизайнеры, сами на себя и работающие, без всяких худсоветов (ну может, в лице собственных близких). Их продукцию как называть — дизайнерскими схемами, авторскими или свободных производителей?

    Насчет какой-то особой уникальности «авторских» и прочих схем и отшивов — ну это вообще такая вкусовщина… Какие критерии, кому что ценно? Мода тут судия в большинстве случаев. В советское время антикварные буфеты на помойки выносили как прабабкин хлам, сегодня за ними охотятся как за коллекционными вещами. То же и с любым другим творческо-прикладным явлением. Многие из схем существуют в единичных отшивах просто потому, что сами разработки, если их можно так назвать, просто недостойны внимания и затрачиваемых усилий (это я сейчас не на российских схемоделов нападаю, а в целом — на Западе ерунды тоже полно). И чем они так уж ценны? Ну вот я увлекаюсь старинной вышивкой 18-19 века. И что, все-все сохранившиеся старинные тряпочки обладают уникальными достоинствами? Нет, конечно, они ценны как исторический источник — и зачастую как показатель постепенного упадка вкуса и мастерства. Но воспроизводить многие из них просто не хочется — они примитивны, безвкусны и неэстетичны, хотя и единичны в своем роде 🙂 Повышенную ценность имеет то, что свидетельствует о таланте создателя — будь то разработчик дизайна или тот, кто воплотил его в жизнь.

    Ответ
  • 11.05.2016 в 10:34
    Permalink

    Тоже всегда режет «глаз» «слух» понятие «авторский дизайн». Если схема разработана по готовой картинке — то это уже разработка. Изначально понятие дизайн носит значение «проект» или «разработка». Если знать и понимать откуда происходит определение «дизайн» то и подобных ошибок в определении не было. А для этого нужно хотя бы почитать историю дизайна. Очень долго мне было просто не удобно называться дизайнером, и это при том что имею как раз специализированое «дизайнерское» образование. А все из-за того что просто на протяжении десятилетия происходило искажение понятий и определений в обывательской среде. И только по прошествии определенного времени и с приобретением опыта могу смело давать определение тому или иному «проекту». И понятия «авторский» или «авторская» можно отнести к утилитарным вещам (предметам). А вот «схема» она и есть «схема». Есть разработчик, есть проектировщик, есть технолог — это как раз те субъекты кто разрабатывает те же «схемы». «Авторским» можно назвать только в том случае если весь процесс заложен с самого начала, то бишь с эскиза и т.д.

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *