История живописи иглой

Современных вышивальщиц не удивить вышитыми картинами. Более того, вышитые копии известных полотен считаются китчем, если не признаком дурного вкуса. Однако мало кто помнит, что мода на современные дизайны пошла всего лишь с начала XX века, когда Вильям Моррис провозгласил «революцию в вышивке». Впрочем, его собственный магазинчик также не гнушался продавать уже готовые наброски и схемы для вышивки.

Итак, что же было в начале, задолго до HAED и Шишкина в крестиках? Всё началось примерно с XVIII века, когда юным барышням повсеместно разрешили получать образование. Обычно в перечень необходимых для воспитанной девушки дисциплин входило изучение языков, литература, музыка и рисование.

Во время правления короля Георга начали появляться женщины выдающегося ума, энергичные и сильные духом, которые получили образование не хуже своих братьев. Однако в силу своего полного бесправия, они не могли проявить свои талант ничем, кроме как в беседах или личной дружбе с умными и известными мужчинами.

Некоторым дамам было позволено немного больше, чем другим. Так, например, миссис Мэри Делани, подруга декана Свифта (того самого, что написал истории о Гулливере), а также её приятельница Маргарет Кавендиш Харли, графиня Портленда, были вдовами и вволю могли проявить свою страсть к ботанике и естественной истории. Другие же дамы выражали свой ум и чувство прекрасного в вышивке.

Первой из известных нам художниц вышивкой была мисс Анна Элиза Морритт (1726-1797). Она была старшей дочерью землевладельца из Йоркшира. Её отце купил в Йорке дом, который в настоящее время известен как Казначейство. Сам термин «живопись иглой» был придуман ещё в начале XVIII века для обозначения реалистичных сюжетов, вышитых шёлком. Однако именно мисс Морритт в 1756 году применила его для своих работ.

Сюжеты для вышивки она брала из собственного окружения: картины с романтическими водопадами, панели с домашней птицей и дичью, а также творения Рубенса, Дзуккарелли и других художников. Так, известная картина Крэддока с фазанами, курицами и утками нашла в руках мисс Морритт столь детальное отображение, что каждый стежок иголкой совпадал с мазками краски на картине.

Моррис, по картине Крэддокафрагмент по картине Крэддока

На портрете, который писал Бенджамин Вест, мисс Морритт тоже изображена с иголкой в руках, возле своей рамы для вышивки. Тогда ей было около 50 лет. Она вышивала гравюру Андреа Сакки «Святой Ромуальд, рассказывающий о своём видении». Позднее она также вышьет свой собственный автопортрет, основываясь на работе Веста. Вышивка лиц и рук давались ей особенно хорошо, однако с не меньшим мастерством она могла передавать любые текстуры и нюансы: отблеск света на винограде, яркость фазаньих перьев.

Morritt by West

портрет мисс Моррит

Племянник мисс Морритт и её младших сестёр отзывался о них как о чрезвычайно умных и образованных женщинах, имеющих, однако «немного странные идеи относительно пользы путешествий для женщин». Сложно представить, сколько искусных картин смогла бы запечатлеть в стежках Анна Элиза Морритт, имей она право путешествовать по всему миру!

Мисс Морритт не выставляли свои работы на выставки, однако они известны каждому, кто бывал в Йорке и наносил визиты её сёстрам. Путешественник Артур Янг в своей книге «Шестимесячное путешествие по северной Англии» (1779 год) отметил: «Наиболее удивительной вещью, которую стоит увидеть в Йорке, является коллекция вышитых картин, выполненных мисс Морритт – женщиной удивительного таланта». В 1775 году шотландский путешественник приезжал посмотреть на римские руины в Йорке, также отметил «невероятное мастерство вышивки» мисс Морритт.

Сохранившиеся работы мисс Анна Элиза Морритт, общим числом 47, всё ещё можно увидеть в доме наследников её брата, в Рокеби Парк.

Мисс Морритт была не единственной женщиной-художницей в вышивке. Миссис Мэри Ноулз (1733-1807) тоже вышивала копии известных картин. Она родилась в семье квакеров в Стаффордшире. Умная и энергичная, она занималась живописью, вышивкой, писала стихи и даже спроектировала сад для банкира из Бирмингема. В 1761 году Мэри вышла замуж за известного психиатра, доктора Томаса Ноулза – одного из первых защитников прав женщин в Англии.

В 1771 году друг Мэри, художник Бенджамин Вест (тот самый, что писал портрет мисс Морритт!), представил её королеве Шарлотте в Букингемском дворце. Впечатлившись вышитыми картинами миссис Ноулз, королева заказал ей копию портрета Георга III работы Цоффани. Мэри закончила работу за год, и портрет так понравился королеве, что она показывала его всем своим друзьям. Это положило начало дружбе между женщинами, которая продлилась почти 30 лет.

Нужно помнить, что в те времена к копиям картин не было такого пренебрежения, как сейчас. Копирование было обязательным методом обучения мастерству у всех художников, а хорошими копиями восхищались не меньше, чем оригиналами.

В 1779 миссис Ноулз вышила свой собственный автопортрет в процессе работы над королевским портретом. Между тем, искусное владение иголкой миссис Ноулз ценилось значительно меньше её литературного таланта.

Ноулз, автопортрет

вышитый автопортрет миссис Ноулз

Наиболее прославленной из всех вышивальщиц картин того периода можно считать мисс Мэри Линвуд (1756-1845). Слава её картина гремела до самой Викторианской эпохи. Она родилась в большой семье в Бирмингеме, однако её отец потерял все свои деньги и семье пришлось переехать в более скромный Лейчестер. Там её мать открыла небольшую школу-интернат для девочек. Мэри учили как и всех девушек того времени: литературе, рисованию, музыке и вышивке.

В 1776 году Мэри с матерью провели выставку вышитых картин в Лондоне, которая принесла им большой успех. 12 лет спустя она была представлена королеве Шарлотте, которая помогла устроить выставку картин мисс Линвуд в Пантеоне на Оксфорд-стрит. Однако настоящей дружбы между женщинами не получилось, возможно потому, что мисс Линвуд продолжала жить в Лейчестере.

Однажды Мэри сделала копию шерстяными нитками картины Карло Дольчи из коллекции графа Эксетера. Граф предложил купить её, однако мисс Линвуд отказалась и в конце жизни завещала её «царствующему монарху Великобритании и Ирландии, как фамильную собственность Короны».

Мисс Линвуд продолжала вышивать всю свою жизнь, достигнуты невероятного реализма изображения. Это достигалось за счёт использования тонких шерстяных ниток, которые красили специально по её заказу, а также тонкой льняной ткани в виде мелкого сита.

Линвуд - Девочка, оплакивающая своего щегла, заморенного голодом в клетке

портрет с девочкой, оплакивающей щегла

К 1798 году у неё было достаточно работ, чтобы провести свою собственную выставку в Лондоне. Затем эта выставка проехала с турне по Эдинбургу, Глазго, Белфасту, Дублину и Лимерику. По возвращении картины были размещены в Лондоне с особой тщательностью. Так, вышитую версию картины Норткота «Аббат и Лорд-хранитель трона наносят визит леди Джейн Грей ночью» демонстрировали в тюремной камере в конце тёмного коридора. Картина Гейнсборо «Лесник во время шторма» была воспроизведена в натуральную величину (примерно 1,8 м высотой). Исходная картина была уничтожена во время пожара 1810 года, так что копия мисс Линвуд – это единственная возможность на неё посмотреть. Сейчас эта вышитая картина висит в музее Ньюарк-хаузес.

Мисс Линвуд вышила два портрета Наполеона и в 1803 году посетила Париж. Наполеон пригласил её на ужин и обсуждал с ней вопросы свободы.

Linwood, Napoleon

портрет Наполеона

В 1804 году мисс Линвуд продолжила дело своей умершей матери и руководила школой практически до самой своей смерти. Выставка вышитых картин Мэри пользовалась популярностью почти 50 лет. Именно о ней Уильям Теккерей в своём произведении «картинки жизни и нравов» писал:

«Чтобы развлечь нас, родные водили нас на выставку мисс Линвуд. Пусть нынешние дети благодарят свою счастливую звезду, что им уже не угрожает такое потрясение. Мисс Линвуд занималась вышиванием картин шерстью, и наши тётушки и бабушки стремились привить нам вкус к се искусству, столь восхищавшему их. Вы могли видеть “Лесоруба”, шагающего по снегу в сопровождении собаки, с топором в руке. На снег было просто больно смотреть, так от него веяло холодом, а трубка лесоруба дымилась на славу, и в целом все это производило жуткое, до дрожи, впечатление. Там были шерстяные великомученики в человеческий рост и осклабившиеся воины с руками и ногами крупной вязки. Особенно памятны нам выглядывающие из своего логова в конце длинного тёмного коридора львы, которые могли напугать до полусмерти любого мальчугана, выросшего не в Африке и не в зверинце».

Перед своей смертью мисс Линвуд предлагала картины Британскому музею и Палате лордов, однако оба предложения были отвергнуты. В итоге картины пошли с молотка за цену менее, чем 1000 фунтов.

Кроме вышитых картин, мисс Линвуд оставила после себя сборник рассказов «Лейчестерские истории» в четырёх томах, оперу и ораторию. Её прижизненный портрет изобразил её не как вышивальщицу, в отличие от мисс Морритт и миссис Ноулз, а как художницу, с карандашом в руках и портфолио под мышкой. Имя мисс Линвуд по-прежнему помнят в Лейчестере, где ей воздвигнут памятник и в её честь названа школа.

Miss Linwood by Tomkins

портрет мисс Линвуд

Вдохновлённые мастерством этих трёх удивительных женщин, живопись иглой начала распространяться по всем вышивальным школам Англии, оставаясь образцом настоящего искусства и по сей день.

Светлана Лендел
Smilylana.blogspot.hu

3 комментария к “История живописи иглой”

Добавить комментарий для lenatoll Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.